При поддержке Ассоциации художников монументалистов,
Московского союза художников,
Секции художников монументалистов МСХ,
в партнерстве с SNEG-Gallery.
Выставка проходит
в пространстве
МАСТЕРСКАЯ СХМ
по адресу: Брюсов
переулок 2/14 стр1
Вернисаж
5 сентября в 19:00
«Стой. Гляди. Не дыши.»
Авторы вестибюлей московского метро, художественных композиций на фасадах общественных зданий, городских знаковых арт-объектов, художники-монументалисты создают вечно ценное искусство, формирующее художественный облик Москвы.
Монументалисты чувствуют архитектуру, внутреннюю и внешнюю форму, пропорции, встраиваются в сложившуюся объемно-пространственную композицию, обогащая ее своими работами, придавая индивидуальность, оставляющую после нас след.
Так же прекрасно монументалисты чувствуют и человека. Архитектура в первую очередь предназначена для человека, она влияет на его психологическое состояние. Каждому из нас хочется быть ближе к земле, к природе, видеть из окон зелень. Это дает нам свежесть, некую внутреннюю свободу.
Поэтому зачастую свои монументальные работы художники посвящают именно теме растений, их образам и смыслам, которые они олицетворяют, тем самым сглаживая резкость урбанистического пейзажа, наполняя его гармонией и жизнью.
Тема растений, как символов жизни, роста, преодоления препятствий, обновления, смерти и возрождения имеет свое продолжение в работах художников-монументалистов и для камерных пространств.
Немыслимое по сложности параметрическое строение самого простого цветка вместе с неожиданными цветовыми сочетаниями, удивительную гармонию монументалист может передать спектром техник, таких как мозаика, фреска, витраж, роспись по дереву, работами в материале из бетона, металла, стекла, сетки, а так же станковой живописью. Художники виртуозно, переосмысляя через собственную призму, чувствуют и передают удивительную глубину мира растений, его красоту, тайну и глубокий символизм. Работы монументалистов объединились в экспозицию выставки «Стой. Гляди. Не дыши».
Исток выставки берет своё начало в «Каштане» Макса Лытова. Цветок ведет проникновенный разговор со смотрящим. Каштан предстаёт в сакральном образе креста, следуя христианской традиции, символизирет доблесть и целомудрие. Любимая автором техника левкаса обогащает небесный фон, наполняя его проявляющейся структурой спила дерева, который становится неотъемлемой частью композиции, создавая ощущение глубины и прозрачности, божественного начала. На фоне голубого сияния монументально появляется еще нераспустившийся, мощный, полный сил цветок каштана. Символ готовности к расцвету.
Сакральная тема имеет продолжение в работе «Купина» Олега Коровина. Автор выбрал золотую и чёрную смальту для техники мозаики. Это сочетание позволило ему передать сложный образ вечно горящего, но несгорающего тернового куста, символизирующего Божественное присутствие. Неопалимая купина, то вспыхивает, то меркнет в ускользающем блеклом свете, скрываясь от наших глаз. Расположившись на покатом склоне среди чёрных провалов, являясь светом и надеждой.
«Чёрный пейзаж» Алексея Жучкова выполнен на фоне гладкого чистого бетона- символа холодной, неприветливой, урбанистической среды. Из центра которой появляется манящий, живой, таинственный образ леса, завлекая нас в глухую, темную чащу поблёскиванием искусно уложенной крошечными кусочками смальты.
Встретишь нежданно-негаданно
Прелесть такую в глуши,
И ничего-то не надо нам:
Стой. Гляди. Не дыши.
Ирисы вновь распустились
Радугой нежных цветов.
Кажется, с неба спустились,
Из синевы облаков.
Одним из самых красивых цветов Ирисам посвящена работа Азама Атаханова. Они предстают в образе великанов, олицетворяя чудо природы, силу красоты своего строения, всеобъемлющий запах, окутавший все на своём пути. Они накрывают куполом счастья и любви таких счастливых «Я и ты», гуляющих под их стеблями.
Ускользающее с неуловимой скоростью время буйства цветов продлено в работе Татьяны Алексеевой. Образ «Осеннего букета» дарит нам бесконечное наслаждение этой чудной порой. Это попытка запечатлеть ее в вечности, чтобы мы могли наслаждаться ею снова и снова. Холст- это портал, в котором растворяется наше непреодолимое желание наслаждаться ароматами, цветом, многообразием оттенков цветов.
Яркое, задорное настроение малых городов России легко и играючи передано Ириной Герасимовой в работе «Осмотр достопримечательностей. Углич». Смелое нанесение принтов растений на лосины полной энергии и любви к жизни колоритной дамы усиливает ее образ, впечатление, задор, иронию. А образы растений излучают радость жизни и оптимизм.
Работа «Гламур» Наташи Егоровой символизирует, что перед красотой природы меркнет все. Одновременно яркие и очень нежные образы цветов закручиваются в симфонию, в танец, в полёт. Ведь истинный гламур — это красота души, которая проявляется в красоте окружающего мира.
Полёт «Одуванчиков» Ольги Согриной выполнен в кропотливой технике создания композиции из металлической проволоки на сетке. Особенность техники перекликается с тем, как видит автор строение такого привычного нам одуванчика. Позволяет художнику передать на полотне сетки легкость, воздушность, исходящее от одуванчика настроение спокойствия и желаемого мира в судьбе каждого.
«Двое» в работе Сергея Радюка затерялись в листве. Образ сада едва уловим. Передана его атмосфера, его ощущение, его душа. Почувствовав его, в нем открывается удивительная глубина, таинственность, проницаемость. Кто еще счастлив в этом саду? Это тайна сада.
Игра масштаба в диптихе Антона Стриженко— прием истинного монументалиста. Едва заметная для прохожих роза в «Окне напротив» привлекает автора среди шума города. Во второй части, в «Розе» художник раскрывает то незаметное для всех, но видимое для него. Передавая видимый ему образ цветка множеством подобранных оттенков смальты.
«Денежное дерево» и «Сеткреазия пурпурная» выполнены Антоном Работновым в авторской технике. Художник интегрирует разные текстуры металла в бетон. Эти же материалы он использует и в городских монументальных проектах. Истинно гармоничным выглядит образ комнатных растений для внутреннего пространства. Изогнутый автором металл проницаем, воздушен, абсолютно трехмерен.
Экспозиция завершается образом фантастической флоры из гербария первооткрывателя далеких миров. Скульптура Романа Ермакова «Вертикальная композиция» — часть серии скульптур для Москвы «Танцующая ось пятого измерения». Развивая мифологию своих произведений, автор предполагает существование пятого измерения, обитатели которого могут безгранично менять конфигурации, цвета и взаимодействовать между собой. При переходе в наш, трехмерный мир они, подверженные действию силы тяжести и другим законам физики, застывают, обретая статичность скульптурного объекта.
Куратор выставки
Архитектор-монументалист
Полина Корочкова
*Стихотворение «Ирисы»
Екатерина Серова