13 июня в 19:00
открытие выставки, посвященной 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
При поддержке Ассоциации художников монументалистов,
Секции художников монументалистов МСХ,
в партнерстве с SNEG Gallery.
Выставка проходит
в пространстве
МАСТЕРСКАЯ СХМ
по адресу:
Брюсов переулок 2/14 стр. 1
Вернисаж 13 июня в 19:00
Шестая выставка международного
проекта «Искусство объединяет мир. Безграничный Пушкин»
«Art unites
the World. Boundless Pushkin» в рамках культурных мероприятий
программы БРИКС
В
честь 225 летнего юбилея Пушкина стартовала 6-я выставка проекта в выставочном
зале Мастерская СМХ в Брюсов переулок дом 2. В подготовке выставки приняли участие:
Московский Союз художников, Российская Академия Художеств, Комитет по культуре
МТПП, Ассоциация художников монументалистов, секция художников монументалистов,
МАСТЕРСКАЯ СХМ, галерея современного искусства SNEG Gallery, Международная
ассоциация поддержки искусства ОКСА проекты (Македония), Международный фонд
Пушкина в Брюсселе.
А.
Пушкин — безграничен, интернационален, его произведения нашли воплощение в
различных видах искусства: изобразительном, литературном, музыкальном, а также
на сцене театра, оперы и балета. Его имя звучит во всех уголках земного шара и
является объединяющим началом для людей разных континентов. Пушкин для всех
народов мира стал символом русской культуры.
Для
художников Пушкин связан с понятием бесконечность в пространственном и
временном плане. Кажется, что почти с
рождения мы знакомимся с первыми персонажами сказок поэта, взрослеем с героями
его поэм. На протяжении жизни открываем для себя новые смыслы его образов через
знакомство с произведениями авторов, созданных по мотивам наследия
Пушкина.
Девять
выдающихся художников представили произведения, посвященные «солнцу русской
словесности» — З.Церетели, М.Лытов, А.Работнов, Г.Коржев, Т.Алексеева, А.Жучков,
Г.Красношлыков, О.Комов, Э.Розамилиа. В фокусе нашего внимания — селекционная
живопись и скульптура уровня музейного собрания.
Произведение
Макса Лытова «АэС Пушкин» представляет иллюзионистический портрет Пушкина,
проступающий на фоне абстрактного неба, облаков, солнечного света, порывов
ветра. Образ парит над архитектурой, в которой угадывается Санкт-Петербург и
Кронштадт и весь мир. На градуированном
сером фоне выделяются голубые глаза, характерная черта Пушкиных по мужской
линии. В зрачках проявляются силуэты птиц — символ безграничного полета. Образ поэта выполнен в стилистке нового
символизма, мастером которого является Лытов. Удивительно тонко передано ощущение
безграничности и бесконечности гения.
Неосимволизм
нашел воплощение в трехчастной инсталляции из сланца и мрамора Алексея Жучкова.
Центральная часть называется «Последний», посвящена последнему произведению Александра
Сергеевича «Забыв и рощу и свободу…» 1836 года. Текст стихотворения нанесен на камень,
в который вонзилась свинцовая пуля калибром 12 мм — точная копия той, которой
был смертельно ранен поэт. При создании произведения использована
пневматическая система, с помощью которой был произведён выстрел в мрамор. Это произведение символизирует конец
жизненного пути и начало бесконечного и безграничного бытия Пушкина.
Правая
и левая части композиции «Рисунки на полях 1 и 2» представляют рукописи Пушкина
на сланце. По мнению литературоведов, автор делал зарисовки с текстами черновиков,
когда его покидала «муза». Рисование силуэтов персонажей своих произведений,
давало ему возможность вернуть вдохновение. Автора произведения увлекает
эстетика почерковых особенностей Пушкина и его художественно-графический талант.
Главной
музой поэта была его супруга Натали. Развитие этой темы нашло отражение в двух
произведениях на выставке. В экспозиции представлена модель памятника Пушкину и
Гончаровой, который установлен в 2024 году в музее-заповеднике Полотняный завод.
Авторы проекта — скульптор Олег Константинович Комов (1932-1994), архитектор
Алексей Олегович Комов, а также архитектор Нина Ивановна Комова (1938-2022).
Это произведение создавалось 25 лет (с 1989 г) и является результатом работы
династии Комовых. Скульптурные образы проникнуты
особым психологизмом и предчувствием драмы.
В
живописном произведении Гелия Коржева (1925-2012) — одного из ярких представителей
сурового стиля, изображена супружеская пара у зеркала. Необычна композиция парного
портрета: герои в исторических костюмах первой трети ХIX века обращены спиной к
зрителю. Жесты, экспрессия движения фигур напоминает современных близких
художнику людей, его друзей. Автор создает эффект нашего присутствия в
пространстве картины, сокращая дистанцию в два столетия. В этом произведении
Коржев развивает тему взаимоотношения творца и музы и концепцию бесконечности
процесса постижения личности поэта.
В
уникальной технике контурного рельефа с фрагментами мозаики выполнена серия из
14 произведений «Воспоминания» о Пушкине» Антона Работнова из смальты, металла
и керамики: «Ганнибал А.П.», «Пушкин-ребёнок», «Пушкина Н.О.», «Пушкина М.А.», «Золотое
правило», «Пушкин В.Л.», «Михайловское»,
«Кавказ. Восхождение», «Гончарова Н.Н.»,
«ПУШКИН», «Лукоморье», «Арина Родионовна», «Зимний вечер», «Черная речка.
Тишина». Представлены портреты представителей рода Пушкиных, воспетой в поэзии
няни Арины Родионовны, пейзажи, связанные с родовой усадьбой или произведениями
поэта, с местом его гибели. Все части композиции созданы из современных
материалов, изображения выполнены минималистическими средствами выражения,
оформление произведений — в с стилистике предметов, украшающих русские усадьбы
19 века, уклад жизни которых вдохновлял поэта на создание литературных произведений. Источником вдохновения для автора стали
произведения художников И.И. Меллер-Закомельского, С. Ф. Галактионова, Ксавье де
Местра, А. Брюллова, И. Иванова.
В этом
году 90-летний юбилей Президента Российской Академии Художеств З. К. Церетели. Образ поэта,
исполненный Зурабом Константиновичем в жанре парадного портрета в 1980-е годы,
отличается красочностью колорита, мощной энергетикой, буквально, взрывающей
плоскость холста. Экспрессия пастозных мазков передает сущность Пушкина, в
корой сплавляются героизм, благородство и темперамент личности.
Бюст
Пушкина Геннадия Красношлыкова 2012 года представляет неоклассицистичекое направление
в современной скульптуре, демонстрирует мельчайшую проработку фактуры ткани
одежды, курчавых волос, черт лица до мимических морщин, пронзительный взгляд
поэта вызывает на поединок, победительницей в котором является безграничная
гениальность.
Женский
портрет «Пиковая дама» Татьяны Алексеевой вдохновлен произведениями художников
русского авангарда начала ХХ века, театральными эскизами А. Экстер 1920-х годов, женскими портретами А.Тышлера и произведением
П. Пикассо «Королева Изабо» из собрания Музея Изобразительных искусств имени
Пушкина. Изображение подобно мозаики состоит из разноцветных геометрических
фрагментов, олицетворяется с призрачным карточным замком, готовым рассыпаться в
один момент и превратиться в мираж.
Международный
участник выставки — итальянский художник Энцо Розамилиа из города Солерно
представил две работы из серии 2024 года «Пиковая Дама» в авторской технике
фотографии, напечатанной на музейном холсте Дагера. Энцо уже много лет
посвящает циклы своих произведений известным русским писателям, среди которых
М.Булгаков, А.Чехов, Н.Гоголь, Л.Толстой. Его персональная выставка в рамках
проекта «Искусство объединяет мир. Безграничный Пушкин» состоится в Русском
музее фотографии в Нижнем Новгороде с 24 июля по 11 августа.
Организаторы
проекта «Искусство объединяет мир. Безграничный Пушкин» представят скоро произведения
других зарубежных авторов. 5 сентября 2024 года в Казани в Центре Пушкина
состоится объединенная выставка всех участников проекта.
Текст
Гнездиловой Марианны
Искусствовед, Эксперт Министерства Культуры по культурным
ценностям, Председатель комитета по культуре
Московской Торгово-Промышленной Палаты