ВЛАДИМИР МАТВЕЕВ
«РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА»
Понятие «метафизика» неразрывно связано с философскими, духовными и религиозными аспектами существования человека. Часто предполагается, что метафизика в искусстве должна быть выявлена, изображена на уровне знаков, символов, атрибутов, сюжета. Но это вовсе не обязательно. Метафизика — это прежде всего особенное мироощущение, определенный взгляд на мир. Такой взгляд, ракурс творческой направленности мы встречаем в искусстве московского живописца Владимира Матвеева.
Он именно живописец по преимуществу, то есть мыслит, видит и творит как живописец. Это значит, что он видит связанность мира, его непрерывность и, в известном смысле, гомогенность, однородность — «всё во всем».
Цельность и непрерывность мира интересуют его гораздо больше тех первоэлементов и «кирпичиков», из которых создано и мироздание, и окружающее пространство, и сам человек. Художник склонен не столько к анализу, сколько к восприятию и переживанию.
Мир, рождающийся на полотнах художников разных стран и эпох, всегда имеет свои координаты, структуру, даже если это абстрактная живопись. Иногда эти координаты не столько визуально-пространственные, сколько духовные. Для Матвеева они являются самыми важными, основными. В этом смысле он является наследником богатейшей традиции русского искусства с характерными для него метафизическими и духовными устремлениями. Стрела изобразительной и духовной памяти связывает икону и ее отблески в русском реалистическом искусстве XIX века, авангард XX века и искусство рубежа XX–XXI века.
Для Матвеева некоторые темы являются сквозными, проходят через несколько десятилетий творчества: это рождение и сотворение, мужчина и женщина, мотив инициации как духовно-биологический процесс, тайная жизнь природы в пейзаже и на уровне живой клетки. Для воплощения этих мотивов художник использует язык абстракции, хотя и свободно сочетает его иногда с фигуративом.
Абстракция (или беспредметничество) в России имеет сложную судьбу. Яростное гонение и восторженное принятие чередуются на протяжении уже более ста лет. Кто-то видит в ней эмиссара чуждой культуры, кто-то — воплощенный коренной антинатуралистический пафос национальной визуальной культуры. Владимир Матвеев, на протяжении 40 лет последовательно работающий как абстракционист, увидел в беспредметной живописи метафизическое, духовное измерение. Абстрактное начало присуще природе: мы видим его в определенных ракурсах природного пейзажа и живого микромира.
В разные периоды своего творчества Владимир Матвеев обращался к разным видам абстракции. У него есть и геометрическая, и свободная абстракция. Это дихотомия — геометрическое и органическое воплощают анализ и порыв, рациональное и чувственное. Для художника нашего времени они — не противоположности, а части целого, «музыка цельного человека», как охарактеризовал Михаил Врубель национальное начало в искусстве.
Владимир Матвеев — художник-меломан. В юности он даже пел в церковном хоре. Тонкое понимание музыки он сопрягает, сращивает с ритмом формы, ее поворотами в пространстве, расположении цветовых блоков, их тонального накала. Музыка в живописи — тема естественная для тех, кто обращается к метафизическому ракурсу в изобразительном искусстве. Их объединяет не только эмоциональность и беспредметность звучания, но и сходство природы: цвет и звук передаются в пространстве волнами.
Цвет — одно из главных выразительных средств художника. Вслед за Василием Кандинским и Ван Гогом его волнует суггестивный цвет как сосредоточение эмоций. Цвет напряженный и цвет мягкий, обволакивающий, словно находятся в непрерывной, идущей на глазах у зрителя борьбе, кажется — борьбе с самим собой.
Фактура — еще одно выразительное средство, которым Матвеев пользуется очень широко: она то гладкая, однородная, то пастозная, сочетающаяся с изысканным процарапыванием красочного слоя. Для художника важно и осмысленно движение кисти по холсту. Очень часто эти движения кисти не скрыты, выявлены и эстетизированы. Их размашистая энергия создает ощущение пространства, лепит форму, дает фактуру, на которой играют световые отблески. Это Фон картин обычно однородный по основному цвету и смотрится как основание. В последнее время художник предпочитает черные или серые фоны. В таком фоне чувствуется что-то онтологическое, некое «основание мира», на котором разворачивается драма бытия — природного и человеческого мира и, выраженная в динамике формы и стаккато цвета. Художник любит крупный формат, тяготеет к монументальности, к значимости высказывания. Он ищет в мире его квинтэссенцию — экзистенцию. Ищет и находит, и изображает ее в цвете и движении, в человеке и в природе. Абстракция является лучшим языком для ее непосредственного выражения.
Так в чем же она — метафизика? В ощущаемой вертикали: Бог и человек. И вместе с человеком, через человека художнику открывается и мир природы, и мир божественного. Вне человека и его мысли о Боге в картинах Матвеева многое может остаться непонятным. Можно сказать и так — он изображает «внутреннее» человека: его душа и дух, а также биология его тела обретают визуальность в его картинах.
Анна Флорковская