Художник Матвеев Владимир

ВЛАДИМИР МАТВЕЕВ «РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА»    

 Понятие «метафизика» неразрывно связано с философскими, духовными и религиозными аспектами существования человека. Часто предполагается, что метафизика в искусстве должна быть выявлена, изображена  на уровне знаков, символов, атрибутов, сюжета. Но это вовсе не обязательно. Метафизика — это прежде всего особенное  мироощущение,  определенный взгляд на мир. Такой взгляд, ракурс творческой направленности мы встречаем в искусстве московского живописца  Владимира Матвеева.
 Он именно живописец по преимуществу, то есть мыслит, видит и творит как живописец. Это значит, что он видит связанность мира, его непрерывность и, в известном смысле, гомогенность, однородность — «всё во всем». Цельность и непрерывность мира интересуют его гораздо больше тех первоэлементов и «кирпичиков», из которых создано и мироздание, и окружающее пространство,  и сам человек. Художник  склонен не столько к анализу, сколько к восприятию и переживанию.
 Мир, рождающийся на полотнах художников разных стран и эпох, всегда  имеет свои координаты, структуру, даже если это абстрактная живопись. Иногда эти координаты не столько визуально-пространственные, сколько духовные. Для Матвеева они являются самыми важными, основными. В этом смысле он является наследником  богатейшей  традиции русского искусства с характерными для него метафизическими и духовными устремлениями. Стрела  изобразительной и духовной памяти связывает икону и ее отблески в русском реалистическом искусстве XIX  века,  авангард XX века и искусство рубежа XX–XXI века.
 Для Матвеева некоторые темы являются сквозными, проходят через  несколько десятилетий творчества: это рождение и сотворение, мужчина и женщина, мотив инициации как духовно-биологический процесс, тайная жизнь природы в пейзаже и на уровне живой клетки. Для воплощения этих мотивов художник использует язык абстракции, хотя и свободно сочетает  его иногда с фигуративом.
 Абстракция (или беспредметничество)   в России имеет сложную судьбу. Яростное гонение и восторженное принятие чередуются на протяжении уже более ста лет. Кто-то видит в ней эмиссара чуждой культуры, кто-то — воплощенный коренной антинатуралистический пафос национальной визуальной культуры.  Владимир Матвеев, на протяжении 40 лет последовательно работающий как  абстракционист, увидел в  беспредметной живописи метафизическое, духовное измерение. Абстрактное начало присуще природе: мы видим его в определенных ракурсах природного пейзажа и живого микромира.
 В разные периоды своего творчества Владимир Матвеев обращался к разным видам абстракции. У него есть и геометрическая, и свободная абстракция.  Это дихотомия — геометрическое и органическое воплощают анализ и порыв, рациональное и чувственное. Для художника нашего времени они — не противоположности, а части целого,  «музыка цельного человека», как охарактеризовал Михаил Врубель национальное начало в искусстве.
 Владимир Матвеев  — художник-меломан. В юности он даже пел  в церковном хоре. Тонкое понимание музыки  он сопрягает,  сращивает с ритмом формы, ее поворотами в пространстве, расположении цветовых блоков, их тонального накала. Музыка в живописи — тема естественная для тех, кто обращается к метафизическому ракурсу в изобразительном искусстве. Их объединяет не только эмоциональность и беспредметность звучания, но и сходство природы:  цвет и звук передаются в пространстве волнами.
 Цвет — одно из главных выразительных средств художника. Вслед за Василием Кандинским и Ван Гогом его волнует суггестивный цвет как сосредоточение эмоций. Цвет напряженный и цвет мягкий, обволакивающий, словно находятся в непрерывной, идущей на глазах у зрителя борьбе, кажется — борьбе с самим собой.
 Фактура — еще одно выразительное средство, которым Матвеев пользуется очень широко: она то гладкая, однородная,  то пастозная, сочетающаяся с изысканным процарапыванием красочного слоя.   Для художника  важно и осмысленно движение кисти по холсту. Очень часто эти движения кисти не скрыты, выявлены и эстетизированы. Их размашистая  энергия создает ощущение пространства, лепит форму, дает фактуру, на которой играют световые отблески.     Это Фон картин обычно однородный по основному цвету и смотрится как основание.  В последнее время  художник    предпочитает  черные или серые фоны. В таком фоне чувствуется что-то онтологическое, некое «основание мира», на котором разворачивается драма бытия — природного и человеческого мира и, выраженная в динамике формы и стаккато цвета.   Художник любит крупный формат, тяготеет к монументальности, к значимости высказывания.  Он ищет в мире его квинтэссенцию — экзистенцию. Ищет и находит, и изображает ее в цвете и движении, в человеке и в природе. Абстракция является лучшим языком для ее непосредственного выражения.
 Так в чем же она — метафизика? В ощущаемой вертикали: Бог и человек. И вместе с человеком, через человека  художнику открывается и   мир природы, и мир божественного. Вне человека и его мысли о Боге в картинах Матвеева многое может остаться  непонятным.  Можно сказать и так — он изображает «внутреннее» человека: его душа и дух, а также биология его тела обретают визуальность в его картинах.
 Анна Флорковская

СОБЫТИЯ

РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

ВСТУПЛЕНИЕ В АХМ

НОВЫЕ ЧЛЕНЫ АХМ
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

Выставка «СТАРШИЕ ТОВАРИЩИ»

Выставочный зал Московского Дома Художника М. Кузнецкий мост ул. Кузнецкий Мост, 11, стр. 1 11 июля в 17.00 открытие...
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

Всероссийская молодёжная выставка «КУЛЬТУРНЫЙ КОД»

Секция художников-монументалистов Московского союза художников и Ассоциация Художников Монументалистов представляют...
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

Выставка «ПУШКИН БЕСКОНЕЧНОСТЬ»

Выставка «ПУШКИН БЕСКОНЕЧНОСТЬ» — часть большого международного проекта «Искусство объединяет мир» 9 авторов — 9...
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

Выставка «Окно в благую весть»

Проект посвящен взаимодействию объекта и духовного образа. Куратор Афанасий Раков
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

Выставка «ТОЧКА СХОДА»

РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

Выставка «БЕЗМОЛВИЕ»

Персональная выставка ОЛЕГА КОРОВИНА
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

Выставка «Монументалисты. Мэтры»

Экспозиция представит творчество мастеров школы советского и российского монументального искусства, которое отличает...
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

Выставка «НА БУМАГЕ»

Московский Союз Художников Товарищество Живописцев МСХ Секция Художников-монументалистов
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

Выставка «ПОРТРЕТ» в Вологодской галерее

Портрет Этот жанр притягивает нас, художников и зрителей своими уникальными свойствами. В портрете, безусловно,...
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

АРХМОСКВА

АРХ МОСКВА XXIX Международная выставка-форум архитектуры и дизайна Тема: ПОЛЬЗА
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

Выставка «ВОСКРЕСЕНЬЕ ХРИСТОВО»

К светлому празднику Пасхи
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

Выставка «ОПЫТ. ЛАБОРАТОРИЯ МОНУМЕНТАЛИСТА»

Ассоциация художников монументалистов и СХМ МСХ Проводят традиционную весеннюю выставку секции.
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

«Art Russia 2024»

ЯРМАРКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА / АРТ — ФОРУМ
РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА. Ассоциация художников монументалистов г. Москва

Выставка «ОТТЕПЕЛЬ»

Ассоциация художников монументалистов и СХМ МСХ представляют выставку «Оттепель».

Выставка АРТ-ТЕРАПИЯ открыта для посещения c 27 ноября по 26 декабря