Дебютная выставка молодых художников Софии Ивониной и Василия
Фортова раскрывает широкий спектр авторских экспериментов в области современной
мозаики, древней и славной техники монументальной живописи. Я давно слежу за
творчеством этих авторов — тем более, что мы связаны общей пластической
традицией — и сейчас, осмысливая первые итоги их творчества, вижу в довольно
представительном уже корпусе их произведений убедительные знаки наступления
нового периода в нашем мозаичном искусстве. Мы часто ассоциируем мозаику с
великими историческими эпохами прошлого, вспоминая о римской и византийской
мозаике, о ее мощном взлёте в советском искусстве, об отдельных ярких вспышках
ее в позднем западном модернизме — здесь на ум сразу приходят Ф. Леже и М.
Шагал. Однако же немногие сегодня решаются серьезно посвятить себя мозаике,
выходя за рамки сугубо декоративных и оформительских задач, не довольствуясь
рамками заказа — частного ли, церковного ли — пуститься в исследование
многообразных и неисчерпаемых граней этого материала, находя в нем
потенциал для создания актуальных произведений. И здесь мозаики Фортова и
Ивониной представляют особенный интерес, демонстрируя новые пластические и
образные регистры выбранного медиума.
Название «Поля» многослойно — на выставке мы встречаемся как с различными полями авторских художественных интересов — от современных интерпретаций византийского канона до эффектной неомодернистской «скульптоживописи», от смальтовых натурных штудий до монохромных искривлённых поверхностей. Но также мы не должны забывать и о самоценном значении понятия «поля», идущем от так называемой «живописи цветового поля» (Марк Ротко, Барнетт Ньюман) к минимал- арту. Это постминималистское понимание визуального поля как гомогенной территории повышенного пластического напряжения, способной фиксировать или вмещать актуальные социокультурные процессы, на мой взгляд, определяет большую часть поисков творческого дуэта.
Поля, созданные Фортовым и Ивониной, отмечены исключительной внутренней «сейсмоактивностью» — сама кладка камня, структура штробы, ритмические чередования мозаичных модулей придают монотонным цветовым поверхностям неожиданную энергию, заставляя зрителя считывать их как рельеф, пребывающий в процессе динамического самооформления. Технические приемы художников далеки от поверхностной красивости -решительно и принципиально они обнажают приём и материал, показывая грубые сколы камня, раствор, штробу, обрез и фактуру несущей плиты, контрастно противопоставляя мозаичную кладку пористому полимерному материалу или крашеному металлу в рамках одной работы.
Выставка Ивониной и Фортова предлагает современному зрителю
познакомиться с одной из тех областей творческих изысканий, которая ещё недавно
могла казаться заброшенной, но усилиями увлечённых молодых живописцев открывается
для сегодняшнего русского искусства как необъятное поле творческих игр/
битв/ экспериментов. Изучим же эту новообретенную территорию!
Егор Кошелев
Открытие 21 мая 18:00
Сретенский бульвар д. 6/1 с. 1
ОТКРЫТИЕ
СОБЫТИЯ

ВЫСТАВКА СВЕТЛАНЫ ТЕМЧУК

ГРАНИ ПОБЕДЫ

Выставка АКЦЕНТЫ ВЕСНЫ

Выставка МАНИПУЛЯЦИИ

АВТОПОРТРЕТ МОНУМЕНТАЛИСТА / МАСШТАБ ЛИЧНОСТИ

ОТТЕПЕЛЬ

КАМЕННЫЙ МИР МАСТЕРА ФЕЛИКСА БУХА

Космос везде

Выставка «С нами Бог!»

ЭХО

Выставка монументального искусства «ОБРАЗ И ФОРМА. Монументальное искусство, традиции и эксперименты»

Выставка «Стой и дыши»

Выставка «Победа»

ООО «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕСТАВРАЦИЯ»
